Проект "Строим мосты,а не стены,или Учимся жить по правилам"

Проект
«Строим мосты, а не стены, или Учимся жить по правилам»
Разработчик и руководитель проекта:
Кот Наталья Владимировна, старший воспитатель
Срок реализация проекта: апрель 2017 – сентябрь 2017 г.
Обоснование проекта:
Каждый отдельный человек – это целый мир со своими привычками, мыслями, чувствами, характером, опытом, границами. Мы можем в течение всей жизни укреплять эти границы, доращивать стены, чтобы никто не мог увидеть, что же там внутри. А можем, разбирая кирпичики, строить мосты добрых человеческих отношений. Что же важнее? Мосты… или… стены?
Об этом в начале проекта мы спросили наших ребят. Искренние высказывания детей являются подтверждением того, что правила для них очень важны, они помогают им общаться и дружить, делают жизнь понятной:
Лиза З.: «Правила - это такие объясняющие слова, которые помогают понять, что хорошо и что плохо».
Алиса Н.: «Правила нужны, чтобы не драться, не кусаться и не ссориться, если вы чего-то не поделили. И еще нужно дружно жить!»
Маша К.: «Помоги другу, и друг поможет тебе!»
Ярослав К.: «Сам с игрушкой поиграй и товарищу дай!».
О важности формирования у детей умений регулировать свое поведение, договариваться друг с другом, самостоятельно решать проблемные ситуации говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: «Одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является установление правил взаимодействия в разных ситуациях через: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками».
Так если дети за мосты, и Стандарт их в этом полностью поддерживает, давайте начнем строить мосты вместе!
Актуальность проекта:
Игра является одним из основных видов деятельности детей. В самостоятельной игре дети действуют, опираясь на имеющийся жизненный опыт, расширяют его, осваивают новые способы деятельности, нормы поведения, приобретают опыт общения, устанавливают контакты, выражают свои эмоции. Но часто именно в игре дети испытывают обиды, разочарования, не в полной мере реализуют свои творческие замыслы. Причина – неумение устанавливать позитивный контакт, договариваться друг с другом, соблюдать правила игры. Рассмотрим другую, часто встречающуюся в профессиональной деятельности многих педагогов детского сада ситуацию на детском совете, когда самые интересные обсуждения и дела легко могут быть испорчены внезапными ссорами, часто возникающими конфликтными ситуациями, обидами. Каждому ребенку хочется высказать свое мнение, дети начинают перебивать друг друга, отбирать передаваемую по кругу игрушку, отказываются помогать в решении какой-либо проблемы. В результате таких ситуаций у воспитанников понижается интерес к познавательной деятельности, возникает нежелание взаимодействовать друг с другом, активно участвовать в образовательных событиях группы.
И если вовремя не научить детей устанавливать доброжелательные отношения с окружающими и самостоятельно разрешать конфликты, то ни о каком партнерстве и сотрудничестве, качественном образовательном процессе в детском саду не может быть и речи. И не только в детском саду… Проблемы родом из детства потянутся за ребенком и во взрослую жизнь.
Совместное обсуждение и принятие с детьми правил жизни группы поможет избежать негативных ситуаций. Правила делают жизнь понятной, предсказуемой, создают чувство безопасности. Умение ребенка следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является залогом будущей жизненной успешности.
Важность работы в формировании у детей правил взаимодействия и позитивной коммуникации стало основанием для разработки общего для всех возрастных групп нашего детского сада проекта «Строим мосты, а не стены, или Учимся жить по правилам», в рамках которого взрослые смогут содержательно и интересно организовать усвоение правил дошкольниками, а дети сами поучаствуют в разработке своих, простых и понятных правил жизни группы, будут учиться применять их в разных жизненных ситуациях, освоят новые способы деятельности в центрах активности.
Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы показал, что большинство рекомендаций по работе с правилами представлены в основном в зарубежных и российских программах, ориентированных на ребенка. Они носят рекомендательный характер. Данный опыт был использован нами в реализации проекта. На основе представленных в программах рекомендаций были составлены конкретные разработки образовательных ситуаций.
Так, в программе «Сообщество» (российский вариант международной программы Step by step) раздел «Построение сообщество» рассказывается о способах создания атмосферы в группе, обучению ответственности, привлечении детей к выработке правил.
Подробные пояснения к формированию правилосообразного поведения у детей дошкольного возраста освещаются в программе «Открытия» в разделе «Социально-коммуникативное развитие» (гл. «Умение работать в команде», «Правила поведения в группе»). Здесь содержится много поучительных советов и подсказок.
Программа «Вдохновение» уделяет важное значение формированию позитивных отношений, реализации принципов содействия и участия, развитию эмоционального интеллекта, умению детей самостоятельно улаживать конфликты.
Важность работы по созданию новой нормы (нормотворчество) как способа позитивной социализации детей отмечает Н.Е.Веракса в книге «Проектная деятельность дошкольников».
В книге Л.В.Свирской «76 рецептов правильного общения с вашим ребенком» представлены линии поведения воспитателя в разных образовательных ситуациях. Это практические советы - подсказки «Как жить «по правилам?», «Как научить детей сотрудничать?» и многие другие. Книга, как путеводитель в решении проблемных ситуаций, увлекает с первой страницы.
Новизна проекта:
Разнообразная содержательная проектная деятельность «на старте» учебного года позволит выстроить механизмы позитивного взаимодействия между детьми,а затем в процессе дальнейшей образовательной деятельности закрепить их усвоение и использование. Воспитанники выступают полноправными участниками деятельности: планируют, инициируют идеи и принимают участие в их реализации,разрабатывают правила и учатся жить по ним.
В рамках проекта будут составлены методические разработки,помогающие воспитателю организовать работу с правилами в детской группе. Обучающие методические мероприятия позволят расширить педагогический инструментарий воспитателей и повысить компетентность в вопросах социально-коммуникативного развития детей. Созданный Банк материалов проекта, расположенный в интернет – пространстве (Яндекс-диске), обеспечит методическую поддержку участникам проекта.
Цель проекта: создание условий для позитивной социализации детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. формировать и расширять опыт детей в знании и применении правил и норм позитивного социального поведения в разных ситуациях, учить их оценивать свое поведение и быть ответственными за свои действия;
2. развивать коммуникативные способности детей: умения договариваться друг с другом, соблюдать очередность, делиться, работать и играть вместе, быть дружелюбными, участвовать в групповой деятельности, разрешать конфликты;
3. повысить компетентность педагогов в вопросах социально-коммуникативного развития детей;
4. апробировать в рамках проекта цикл тренингов «Учимся жить по правилам»;
5. активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах нравственного воспитания детей через разработку и использование правил позитивного поведения.
Участники проекта: воспитанники детского сада, их родители, педагоги.
Описание проекта. Работа над проектом предусматривает взаимодействие педагогов детского сада (воспитателей, специалистов), воспитанников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей в вопросах позитивного межличностного взаимодействия.
Этапы реализации проекта:
1 этап, предварительный(апрель – август 2017 г.): изучение литературы по теме проекта, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов.
2 этап, основной (сентябрь 2017 г.): совместное составление плана работы по проекту, реализация детско-взрослых инициатив, презентация итогов проекта;
3 этап, заключительный (1 неделя октября 2017 г.): оценка результатов проекта, оформление портфолио проекта.
4 этап, послепроектный (октябрь – декабрь 2017 г.): закрепление правил поведения в дальнейшем жизнетворчестве детей, ведение педагогических наблюдений с целью индивидуальной коррекции возникающих проблемных ситуаций, представление опыта проектной работы педагогическому дошкольному сообществу.
Планы-паутинки проекта в группах*
Критерии оценки эффективности проекта:
- уровень социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста;
- уровень профессиональной компетентности педагогов в выборе форм, методов обучения детей способам позитивной коммуникации дошкольников;
- уровень сотрудничества с родителями.
Ожидаемые конечные результаты Проекта:
· повышение культуры взаимоотношений в детско-взрослом сообществе детского сада; улучшение психологического микроклимата в группах;
· профессиональный рост педагогов;
· создание системы разнообразных форм взаимодействия с семьёй.
Качество деятельности педагогов в организации работы с правилами и степень усвоения правил детьми помогут оценить критерии, представленные в Шкалах ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (подшкала «Взаимодействие»).
На основе представленных ниже критериев была составлена карта оценки качества работы с правилами:
· наличие правил в группе;
· совместное с детьми изготовление правил;
· эстетика оформления;
· знание правил детьми;
· использование правил в жизненных ситуациях;
· позитивная коммуникативная среда в группе.
Оценка эффективности работы с детьми по освоению правил поведения в группе
Группа \оценка |
Наличие правил в группе |
Совместное с детьми изготовление правил |
Знание правил детьми |
Использование правил детьми |
Позитивная коммуника-тивная среда в группе |
Эстетика оформления правил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мониторинг проекта осуществляется в мае 2017 г. – декабре 2017 г.и включает диагностику уровня социально-коммуникативного развития воспитанников на основе педагогических наблюдений.
Продукты проекта: Банк материалов по теме проекта «Строим мосты, а не стены. Учимся жить по правилам», включающий в себя:
_ мультимедийная библиотека на Яндекс диске;
- методическая материалы старшего воспитателя (консультации, семинары-практикумы, деловые игры, сборник заданий для центров активности; визуальные словарики)
- портфолио проектов в группах;
- диагностическая карта;
- сборник тренингов для детей «Учимся жить по правилам»;
- буклеты/памятки с описанием методов и форм работы по обучению детей правилам позитивной коммуникации;
- дидактические пособия и оборудование, иллюстративный материал;
- галерея правил для детей и родителей;
- коллективные и индивидуальные детские работы;
Дальнейшее развитие проекта:
Работа по формированию норм и правил поведения у детей дошкольного возраста – процесс длительный и систематический. В связи с этим проект получит свой продолжение. Деятельность по закреплению правил будет интегрироваться в другие проекты, прорабатываться в ежедневном детском жизнетворчестве. Педагогические наблюдения воспитателей позволят своевременно корректировать проблемы.
Опыт педагогов будет предложен педагогическому дошкольному сообществу.