Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение центр развития ребенка-детский сад №40

г. Томска

Главная Наши группы III корпус Проект "Строим…

Проект "Строим мосты,а не стены,или Учимся жить по правилам"

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Строим мосты, а не стены, или        Учимся жить по правилам»                                                       

Разработчик и руководитель проекта:

Кот Наталья Владимировна, старший воспитатель

Срок  реализация проекта: апрель  2017 – сентябрь 2017 г.

 

Обоснование проекта:

    Каждый отдельный человек – это целый мир со своими привычками, мыслями, чувствами,  характером, опытом, границами.  Мы можем в течение всей жизни укреплять эти границы, доращивать стены, чтобы никто не мог увидеть, что же там внутри. А можем, разбирая кирпичики, строить мосты добрых человеческих отношений.  Что же важнее? Мосты… или… стены?

    Об этом в начале проекта мы спросили наших ребят. Искренние высказывания детей являются подтверждением того, что правила для них очень важны, они помогают им общаться и дружить, делают жизнь понятной:

   Лиза З.: «Правила - это такие объясняющие слова, которые помогают понять, что хорошо и что плохо».

 Алиса Н.: «Правила нужны, чтобы не драться, не кусаться и не ссориться, если вы чего-то не поделили. И еще нужно дружно жить!»

Маша К.: «Помоги другу, и друг поможет тебе!»

Ярослав К.: «Сам с игрушкой поиграй и товарищу дай!».

    О важности формирования у детей умений регулировать свое поведение, договариваться друг с другом, самостоятельно решать проблемные ситуации говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: «Одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей,  является  установление правил взаимодействия в разных ситуациях через: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками».

Так если  дети за мосты, и Стандарт их  в этом полностью поддерживает,  давайте начнем  строить мосты вместе!

Актуальность  проекта: 

     Игра является одним из основных видов деятельности детей. В  самостоятельной игре дети действуют, опираясь на имеющийся жизненный опыт, расширяют его, осваивают новые способы деятельности, нормы поведения, приобретают опыт общения, устанавливают контакты, выражают свои эмоции. Но часто именно в игре дети испытывают обиды, разочарования, не в полной мере реализуют  свои  творческие замыслы. Причина – неумение устанавливать позитивный контакт, договариваться друг с другом, соблюдать правила игры. Рассмотрим другую, часто встречающуюся в профессиональной деятельности  многих педагогов  детского сада ситуацию на детском совете, когда самые  интересные обсуждения и дела легко могут  быть испорчены внезапными ссорами, часто возникающими конфликтными ситуациями, обидами. Каждому ребенку хочется высказать свое мнение, дети начинают перебивать друг друга, отбирать передаваемую по кругу игрушку, отказываются помогать в решении какой-либо проблемы. В результате таких ситуаций у воспитанников  понижается интерес к познавательной деятельности, возникает нежелание взаимодействовать друг с другом, активно участвовать в образовательных событиях группы.

     И если вовремя не научить детей устанавливать доброжелательные отношения с окружающими и самостоятельно разрешать конфликты, то ни о каком партнерстве и сотрудничестве, качественном образовательном процессе  в детском саду не может быть и речи. И не только в детском саду… Проблемы родом из детства потянутся за ребенком и во взрослую жизнь.

       Совместное  обсуждение и принятие  с детьми правил жизни группы поможет избежать негативных ситуаций. Правила делают жизнь понятной, предсказуемой, создают чувство безопасности. Умение ребенка следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является залогом будущей жизненной успешности.

      Важность работы в формировании у детей правил взаимодействия и позитивной коммуникации  стало основанием для  разработки  общего для  всех возрастных групп нашего детского сада проекта «Строим мосты, а не стены, или Учимся жить по правилам», в рамках которого  взрослые смогут содержательно и интересно  организовать усвоение правил дошкольниками, а дети  сами поучаствуют в разработке своих, простых и понятных правил жизни группы, будут учиться  применять их в разных жизненных ситуациях, освоят новые способы деятельности в центрах активности.

     Анализ  научно-методической  и психолого-педагогической  литературы показал, что  большинство рекомендаций по работе с правилами представлены в основном в  зарубежных и российских программах, ориентированных на ребенка. Они носят рекомендательный характер. Данный опыт был использован нами в реализации проекта. На основе представленных в программах рекомендаций были составлены конкретные разработки образовательных ситуаций.

  Так, в программе «Сообщество» (российский вариант международной программы  Step by step) раздел «Построение сообщество»  рассказывается о способах создания атмосферы в группе, обучению ответственности, привлечении детей к выработке правил.

     Подробные пояснения к формированию правилосообразного поведения у детей дошкольного возраста освещаются в  программе «Открытия» в разделе «Социально-коммуникативное развитие» (гл. «Умение работать в команде», «Правила поведения в группе»). Здесь содержится много поучительных советов и  подсказок.

    Программа «Вдохновение»  уделяет важное значение формированию позитивных отношений, реализации принципов содействия и участия, развитию эмоционального интеллекта, умению детей самостоятельно улаживать конфликты.

   Важность работы по созданию новой нормы (нормотворчество) как способа позитивной социализации детей отмечает Н.Е.Веракса в книге «Проектная деятельность дошкольников».   

     В книге Л.В.Свирской «76 рецептов правильного общения с вашим ребенком» представлены  линии поведения воспитателя в разных образовательных ситуациях. Это практические советы - подсказки «Как жить «по правилам?»,  «Как научить детей сотрудничать?» и многие другие. Книга, как путеводитель в решении проблемных ситуаций, увлекает с первой страницы.

Новизна проекта:

   Разнообразная содержательная проектная  деятельность  «на старте»  учебного года позволит выстроить механизмы позитивного взаимодействия между детьми,а затем в процессе дальнейшей образовательной деятельности закрепить их усвоение и использование. Воспитанники выступают полноправными участниками деятельности: планируют, инициируют идеи и принимают участие в их реализации,разрабатывают правила и учатся жить по ним.

 В рамках проекта будут составлены методические разработки,помогающие воспитателю организовать работу с правилами в детской группе. Обучающие методические мероприятия позволят расширить педагогический инструментарий воспитателей и повысить компетентность в вопросах социально-коммуникативного развития детей. Созданный  Банк материалов проекта, расположенный в интернет – пространстве (Яндекс-диске), обеспечит методическую поддержку участникам проекта.

Цель проекта: создание условий для позитивной социализации детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1.                формировать и расширять опыт детей в знании и применении правил и норм позитивного социального поведения в разных ситуациях, учить их оценивать свое поведение и быть ответственными за свои действия;

2.   развивать коммуникативные способности детей: умения договариваться друг с другом, соблюдать очередность, делиться, работать и играть вместе, быть дружелюбными, участвовать в групповой деятельности, разрешать конфликты;

3.         повысить компетентность педагогов  в вопросах социально-коммуникативного развития детей;

4.              апробировать в рамках проекта цикл тренингов «Учимся жить по правилам»;

5.         активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах нравственного воспитания детей  через разработку и использование правил позитивного поведения.

Участники проекта: воспитанники детского сада, их родители, педагоги.

Описание проекта. Работа над проектом предусматривает взаимодействие педагогов детского сада (воспитателей, специалистов), воспитанников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и их  родителей в вопросах позитивного межличностного взаимодействия.

Этапы реализации проекта:

1 этап, предварительный(апрель  – август  2017 г.): изучение литературы по теме проекта, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов.

2 этап, основной (сентябрь  2017 г.): совместное составление плана работы по проекту, реализация детско-взрослых инициатив, презентация итогов проекта;

3 этап, заключительный (1 неделя октября 2017 г.): оценка результатов проекта, оформление портфолио проекта.

4 этап, послепроектный (октябрь – декабрь 2017 г.): закрепление правил поведения в дальнейшем жизнетворчестве детей, ведение педагогических наблюдений с целью индивидуальной коррекции возникающих проблемных ситуаций, представление   опыта  проектной работы педагогическому дошкольному сообществу.

Общий план проекта*

Планы-паутинки проекта в группах*

Критерии оценки эффективности проекта:

- уровень социально-коммуникативного  развития детей дошкольного возраста;

- уровень профессиональной компетентности педагогов в выборе форм, методов обучения детей способам позитивной коммуникации дошкольников;

- уровень сотрудничества с родителями.

Ожидаемые конечные результаты Проекта:

· повышение культуры взаимоотношений в детско-взрослом сообществе детского сада; улучшение психологического микроклимата в группах;

·    профессиональный  рост  педагогов;

· создание системы разнообразных форм взаимодействия с семьёй.

   Качество деятельности  педагогов в организации работы с правилами  и  степень усвоения правил детьми помогут оценить критерии, представленные в Шкалах ECERS-R  для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (подшкала «Взаимодействие»).

 На основе  представленных ниже критериев была составлена  карта оценки качества работы с правилами:

·        наличие правил в группе;

·        совместное с детьми изготовление правил;

·        эстетика оформления;

·        знание правил детьми;

·         использование правил в жизненных ситуациях;

·         позитивная коммуникативная среда в группе.

Оценка эффективности работы с детьми по освоению правил поведения в группе

Группа \оценка

Наличие правил в группе

Совместное с детьми изготовление правил

Знание правил детьми

Использование правил детьми

Позитивная коммуника-тивная среда в группе

Эстетика оформления правил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Мониторинг проекта осуществляется в мае 2017 г. – декабре 2017 г.и включает диагностику уровня  социально-коммуникативного развития  воспитанников на основе педагогических наблюдений.

 

Продукты проекта: Банк материалов по теме проекта «Строим мосты, а не стены. Учимся жить по правилам», включающий  в себя:

_          мультимедийная библиотека на Яндекс диске;

-        методическая материалы старшего воспитателя (консультации, семинары-практикумы, деловые игры, сборник заданий для центров активности; визуальные словарики)

-                       портфолио проектов в группах;

-                       диагностическая карта;

-                       сборник тренингов для детей  «Учимся жить по правилам»;

-         буклеты/памятки  с описанием методов и форм работы по обучению детей правилам позитивной коммуникации;

-      дидактические пособия и оборудование, иллюстративный материал;

-                       галерея правил для детей и родителей;

-                       коллективные и индивидуальные детские работы;

Дальнейшее развитие проекта:

Работа по формированию норм и правил поведения у детей дошкольного возраста – процесс длительный и систематический. В связи с этим проект получит свой продолжение. Деятельность по закреплению правил   будет интегрироваться в другие проекты, прорабатываться в ежедневном детском жизнетворчестве. Педагогические наблюдения воспитателей позволят своевременно корректировать проблемы.

Опыт педагогов будет предложен  педагогическому дошкольному сообществу.

 

Галерея правил

В результате проектной работы детьми и взрослыми были разработаны правила жизни групп.Они такие разные!

планы -паутинки проекта в группах

Важной частью проектной работы является совместное планирование. При составлении плана-паутинки учитываются идеи детей и взрослых. С подробной инструкцией,как составлять совместный план проекта,вас познакомит наш обучающий фильм из серии…

Результаты проекта

Проведение проекта в начале учебного года позволило включить воспитанников детского сада в активную деятельность по разработке правил, их усвоению в активной деятельности и дальнейшему использованию в разных жизненных ситуациях. Проект способствовал…

Чемодан педагогических инструментов

  • Добро пожаловать на наш сайт!
  • Новости
  • Кабинет заведующего
  • Сведения об образовательной организации
  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Руководство. Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные дополнительные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма воспитанников
  • Противодействие коррупции
  • Наши группы
  • Наблюдательный совет
  • Безопасность воспитанников
  • Методическая служба ДОУ
  • Аттестация педагогических работников
  • Виртуальный методический кабинет
  • Инновационная деятельность
  • КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
  • Дистанционная школа для малышей
  • Для вас,родители!
  • Специалисты советуют
  • Личные страницы педагогов
  • Прием детей в детский сад
  • Наш профсоюз
  • Наши достижения и награды
  • Фотогалерея
  • Благодарим!
  • Полезные ссылки
  • Контакты
  • Независимая оценка качества образования
Городская среда          

Рассылка

Курение-вред вашему здоровью! Взрослые,оградите детей от табачного дыма!